plugins and paypal
Областной семинар «Духовно-нравственное воспитание: детство, отрочество, юность»
В целях изучения и распространения передового педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию в образовательных организациях Белгородской области, приобщения подрастающего поколения к духовным, историческим и культурным ценностям Белгородчины департамент образования Белгородской области и Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий на протяжении 5 лет проводят ставший уже традиционным областной семинар «Духовно-нравственное воспитание: детство, отрочество, юность».
Отправной точкой семинаров является желание представителей педагогической общественности проследить довольно продолжительный и очень важный период духовно-нравственного становления и взросления детей в образовательных организациях от раннего детства до юности. На семинарах аккумулируется опыт работы дошкольных учреждений, школ, учреждений дополнительного образования, сузов и вузов.
В предыдущие годы работа семинара традиционно включала несколько форматов: проведение дискуссий, мастер-классы и путешествия по Белгородской области. Участники семинаров за эти годы познакомились с организацией системы духовно-нравственного воспитания в Борисовском, Прохоровском, Ракитянском районах, г. Строитель и г. Старый Оскол.
Участники семинаров особо отметили влияние и потенциал Богородице-Тихвинского женского монастыря в п. Борисовка, музея истории развития образования в с. Радьковка Прохоровского района, опыт работы МБДОУ «Детский сад «Сретенский» г. Строитель», «Православной гимназии во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского» в г. Старый Оскол, духовно-просветительского центра имени архимандрита Серафима (Тяпочкина), культурно-исторического центра имени князей Юсуповых в п. Ракитное на формирование духовно-развитой личности подрастающего поколения. Следует отметить, что все предыдущие семинары проводились в тесном контакте с духовенством и представителями Белгородской митрополии.
В 2020 году семинар впервые проводился в режиме видеоконференции, что позволило присоединиться к данному мероприятию не только выступающим, но и всем заинтересованным педагогическим работникам Белгородской области и задать интересующие их вопросы в режиме реального времени. Спикеры, сидя перед компьютерами, могли не только представить свой опыт работы, но и обсудить вопросы духовно-нравственного воспитания детей в современных условиях развития общества.
Основными направлениями работы семинара в онлайн формате стали:
- обновление содержания духовно-нравственного воспитания в условиях глобальной пандемии коронавирусной инфекции;
- влияние гаджетов и компьютерных технологий на духовно-нравственное становление личности подрастающего поколения;
- ресурсы и возможности туризма и краеведения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и молодежи;
- творческий педагогический опыт создания эффективных практик по взаимодействию с родителями в сфере духовно-нравственного воспитания детей.
Безусловно, пандемия внесла значительные изменения в образовательный и воспитательный процесс, заставила взглянуть на мир по-новому. Из-за введения режима самоизоляции система образования вынуждена была перейти в дистанционный формат, который в той или иной форме продолжает существовать и по сей день. Поэтому педагогической общественности пришлось перестраивать свою работу в короткие сроки, ведь, чтобы сформировать духовно-нравственную личность, необходимо выработать новые технологии работы с обучающимися.
Несмотря на минусы дистанционного обучения, участники семинара отметили и неоспоримые плюсы. Для обучающихся и педагогов появилось больше бесплатных, удобных и доступных онлайн сервисов, которые педагог может использовать в образовательной и воспитательной деятельности.
Интерес вызвал разработанный Я.В. Крыловой,педагогом-организатором МБУДО «Станция юных туристов» г. Губкина, виртуальный краеведческий марафон «Знатоки города», который был проведен для губкинских школьников. Главная цель проведения этого мероприятия – актуализация знаний об истории, культуре и социальной жизни родного города Губкина.
Л.Н. Кравцова, заведующий отделом по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества», в своем выступлении представила виртуальный музей как эффективный инструмент сохранения культурного наследия и развития духовно-нравственных качеств личности обучающихся. Масштабный региональный проект «Создание виртуального музея «Моя Белгородчина» позволил модернизировать традиционное музейное пространство в современную образовательную среду, включающую в себя и духовно-нравственный компонент. Посетить виртуальный музей можно, пройдя по ссылке.
Традиционно наиболее эффективное воздействие на современных детей оказывает кино. Фильмы могут иметь не только развлекательный характер, но и стать отправной точкой духовно-нравственного развития обучающихся. Своим опытом в этом направлении поделились сотрудники ИМЦ «Православное Осколье». Ссылка на группу «Православное Осколье» на видеохостинге YouTube «Забытые храмы города».
Об особенностях дистанционного образования в организации внеурочной деятельности по православной культурерассказала М.А. Дзерович, учитель православной культуры ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха». Вниманию участников семинара был предложен алгоритм проведения такого рода занятий, представлен «Чек-лист» дистанционного урока и ссылки на используемые ресурсы.
Вопросы социального партнерства и возможностей туризма и краеведения в духовно-нравственном воспитании были рассмотрены как основополагающие в большинстве представленных работ.
Следует отметить, что всех педагогических работников на всех этапах взросления детей волнует результат своей работы. Объектом оценивания является нравственная и культурологическая компетентность ребенка, рассматриваемая как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию.
Итогом проведения семинара стал вывод, что формирование и усвоение национальных и православных ценностей должно строиться системно, последовательно и достаточно тонко. Вести такую работу лучше всего с вовлечением в этот процесс семьи, учреждений социума, современных информационных технологий, с обязательным духовным окормлением духовенства.
Белгородская область является благодатным краем для создания системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе национальных православных традиций. Наш край не случайно называют Святым Белогорьем.
Белгородские педагоги уверены, что система воспитания, построенная на православных традициях, способствует самоопределению и самосовершенствованию личности, восприятию жизни человека как наивысшей ценности.